Автомобильные шины: интересные факты
Прообразом всех современных автомобильных шин стала, изобретенная в 1847 году Робертом Томсоном, резино-парусиновая шина для колес экипажей. Автор ноу-хау решил обернуть колеса эластичными поверхностями, тем самым уменьшить шум и облегчить движение гужевого транспорта. Причем речь не шла о резиновой камере внутри нечто похожего на покрышку.
Это была структура, выполненная из пропитанной каучуком парусины. Снаружи все это защищалось кожаными накладками, крепившимися шнуром к ободу. Однако изобретение почему-то сразу не прижилось, хотя Томсону и выдали официальный патент за номером 5,104. Кареты и экипажи так и продолжали громыхать по мостовым звонкими металлическими ободами.
Спустя почти полвека, знаменитый Джон Бойд Данлоп запатентовал свой вариант шины. Она состояла из резиновой камеры и защищающей ее обмотки из прорезиненной парусины. Как и у шины Томсона, покрышка крепилась к ободу. Разница была лишь в том, что она как бы обматывала обод собою. Ноу-хау Данлопа состояло именно в надувной камере, которая обеспечивала отличную амортизацию при очень малом собственном весе. На этом вопрос шин считался решенным, и долгое время модернизировалась только покрышка, а камера оставалась практически без изменений. Автомобилисты и мотоциклисты возили с собой запасные камеры и нехитрые инструменты для бортировки колеса.
Бескамерные шины, которые сегодня стоят практически на каждом автомобиле, придумали только в 1950-х годах. Камера стала не нужна, когда появилась возможность делать герметичный обод и плотно садить на него покрышку. Впрочем, такая схема не была бы эффективной, при использовании обычной резины. Необходима была специальная резина, не позволяющая воздуху диффундировать сквозь свою структуру.
Однако и сегодня не все покрышки предназначены для бескамерного использования. Те, которые применяются исключительно с камерами внутри, помечают надписью Tube Type. Если установить такую покрышку без камеры, то давление в ней долго не удержится. Впрочем, негерметичные шины уходят в прошлое, и последних лет 10 их можно встретить только на некоторой тяжелой технике, мотоциклах и велосипедах.
А что же послужило причиной отказа от камер? Неужели они так обременяли колесо? Да и ремонтировались они легко: достаточно было наклеить латку или завулканизировать, используя несложное приспособление. Оказывается «бескамерки» пришли не просто так. Дело в том, что при проколе камера ведет себя непредсказуемо, и может сдуться почти мгновенно, т.к. сделана из тонкой резины. И такое ее поведение небезопасно, особенно когда автомобиль движется с большой скоростью. Совсем иначе ведут себя бескамрные шины (Tubeless). Очень часто, застрявший в протекторе шуруп или гвоздь, закупоривает собой прокол, и шина продолжает держать давление. Но даже если бескамерная покрышка пробивается и начинает травить, то давление снижается постепенно. Если использовать специальные индикаторные колпачки, то водителю поступит сигнал о критическом падении давления в шине, однако она не лопнет. Таким образом, бескамерные шины являются более безопасными.
Что касается ремонта «бескамерки», то, в частности, экспресс метод позволяет заделать прокол, даже не снимая колесо. В автомагазинах продаются специальные наборы для заделки ремонта бескамерных покрышек специальным шнуром. Правда, для этого нужно обнаружить место прокола, что требует всегда возить с собой мыльный раствор.
В качестве средством быстрого ремонта используют также резиновые грибки-заглушки или самоклеющиеся внутренние заплатки. В крайнем случае, чтобы доехать до шиномонтажной мастерской, всегда можно поставить камеру. Только перед тем как это сделать, надо убедиться, что с внутренней поверхности покрышки не торчат корды. Балансировка колеса с установленной камерой нарушится, поэтому долго ездить на нем не рекомендуется.