Разветвитель гнезда прикуривателя: как правильно выбрать?
Одного гнезда прикуривателя многим уже не хватает: как, например, питать одновременно видеорегистратор и смартфон в режиме навигации? А если еще понадобится по дороге зарядить планшет или ноутбук? Решением могут стать разветвители, позволяющие подключить к одному гнезду несколько устройств. Но важно правильно выбрать такой девайс, чтоб не выбросить на ветер время и деньги и не попасть на ремонт самого автомобиля.
Технически разветвители прикуривателя очень просты и относятся даже не к электронике, а к электрике, будучи «родственниками» обычных сетевых «тройников» и удлинителей. Производят разветвители прикуривателя тоже все кому не лень – как показывает мониторинг сетевых ресурсов, к продаже предлагается свыше 400 моделей под разными марками и просто «но нейм». Диапазон цен составляет в среднем от 300 до 700 рублей. Однако, несмотря на всю «святую простоту», между разными моделями имеются отличия, которые в каждом конкретном случае могут оказаться критичными и которые в итоге определяют «юзабилити» устройства. Вот эти важные моменты и нюансы, которые стоит учесть при выборе разветвителя, мы сейчас и рассмотрим.
Компоновка корпуса
По исполнению корпуса разветвители можно разделить на три основные группы: • «цельные», у которых центральный штекер, подключаемый в гнездо прикуривателя, составляет одно целое с колодкой с розетками; • «шарнирные», где штекер соединен с колодкой шарниром или витой «гибкой ножкой»; • «со шнуром», у которых центральный штекер соединяется с колодкой как в сетевых удлинителях, через шнур. И у каждого «форм-фактора» есть свои плюсы и минусы.
«Цельные» разветвители считаются, исходя из конструкции, наиболее простыми и надежными – тут нет движущихся частей и переламывающихся проводов, и (при прочих равных условиях) они наиболее дешевы. Однако в таком разветвителе нельзя направить розетки под другим углом, и в зависимости от того, где в автомобиле установлен прикуриватель, может получиться так, что розетки и все, что в них включено, расположатся неудобным образом и будут мешать. Кроме того, при такой конструкции высока механическая нагрузка на штатное гнездо прикуривателя, которому приходится удерживать сам разветвитель и все включенные в него штекеры-провода. Что может привести к перекосу штекера в гнезде и опасному ухудшению контакта. Больше «свободы для маневра» имеют разветвители с шарнирным соединением штекера, где колодку с розетками и выходящими из них проводами включенных устройств можно отклонить и направить так, чтоб было максимально удобно. Но нагрузка на штатное гнездо прикуривателя здесь почти так же высока, как и у «монолитных», при этом появляется дополнительное «слабое место» в виде соединительного шарнира, который нередко ломается.
Этих недостатков лишены разветвители, в которых центральный штекер соединяется с колодкой через шнур, что позволяет располагать колодку с розетками на расстоянии от штатного гнезда прикуривателя, выбрав наиболее подходящее место. Такие разветвители оказываются незаменимы в автомобилях, где прикуриватель засунут черти куда. Например, между передними креслами или в углублении пепельницы внизу передней панели. Механическая нагрузка на штатное гнездо прикуривателя здесь наименьшая. Единственный минус такого разветвителя – это появление в салоне лишнего провода, который нужно куда-то убирать.
Гнезда, разъемы и нагрузка
Сейчас у большинства разветвителей, «раздающая» колодка имеет комбинацию из круглых розеток (аналогичных штатному гнезду прикуривателя) и USB-разъемов. Количество розеток может составлять от одной до четырех и от одного до трех – USB-выходов. Очень важная пользовательская характеристика — это максимальная суммарная нагрузка, которую поддерживает разветвитель. Здесь наиболее распространенными являются модели с максимальной нагрузкой в 5 А, 8 А, 10 А и 15 А. (Значение в 15 А — это максимальная нагрузка, которая поддерживается для штатного гнезда прикуривателя у большинства автомобилей, но возможны и варианты с меньшей нагрузкой, например у некоторых «японцев»).
Поэтому, выбирая разветвитель, к которому планируется подключение мощных потребителей, таких как компрессор, пылесос, холодильник, обогреватель сиденья и т.п., лучше ориентироваться на модели с поддержкой нагрузки не ниже 10 А, а лучше 15 А. Еще один важный момент – сила тока у USB-выходов. На сегодня в разветвители устанавливают USB либо со стандартной силой тока в 500 мА (как на плате ПК), либо «усиленные», поддерживающие нагрузку в 1 А или 2 А. Здесь стоит иметь в виду, что стандартные USB на 500 мА позволяют только подзаряжать смартфон или планшет, когда он находится в режиме ожидания. Но при активном пользовании, например, в режиме включенной GPS-навигации, просмотре видео или интернет-серфинге, тока в 0,5 А (а для многих устройств и в 1 А) будет недостаточно и батарея устройства будет постепенно разряжаться. Таким образом, если с помощью разветвителя с USB планируется сэкономить на отдельном автомобильном ЗУ (что возможно), то надо рассматривать модели, где USB поддерживает нагрузку в 2 Ампера.
Качество изделия и безопасность
При выборе разветвителя лучше отказаться от покупки «хлипких» и откровенно дешевых изделий. Оценить качество платы и пайки внешне невозможно, но всегда можно оценить общее качество исполнения разветвителя – его корпуса, гнезд, штекера, сочленений проводов, а также проверить наличие в центральном штекере плавкого предохранителя, который обязательно должен быть. Особенно стоит обратить внимание на материалы и исполнение круглых гнезд. Монтажная плата в глубине гнезда не должна быть видна. Стенки бокового контакта, «гильзы», не должны быть слишком тонкими, как жестяная банка, а центральный контакт (в глубине гнезда) должен быть достаточно широким, примерно с десятикопеечную монету. Для безопасной и надежной работы разветвителя очень важно качество контакта, как центрального штекера в штатном гнезде, так и подключаемых адаптеров в круглых розетках. При плохом контакте возможен так называемый скачок нагрузки, способный привести к серьезным последствиям. Не будем забывать, что прикуриватель в автомобиле является пожароопасным элементом, из-за неисправности которого возможны замыкания и возгорания в проводке. Поэтому ни в коем случае нельзя нагружать разветвитель «под максимум», а тем более перегружать. Не стоит всецело полагаться на автомобильный предохранитель, ибо возможны варианты, когда он не сможет помочь. К тому же у многих автомобилей (в частности у японских), в штатном гнезде прикуривателя есть отдельный предохранитель, который отдельно не заменяется – только вместе с гнездом. Таким образом, низкокачественный, неправильно подобранный или перегруженный разветвитель способен не только выйти из строя, но и нанести вред в десятки раз больший, чем стоит сам.