Россия станет крупнейшим в Европе автомобильным рынком к 2020 году
Такой вывод содержится в исследовании Deloitte «Глобальный автомобильный рынок». Таким образом, Россия станет крупнейшим европейским рынком, обогнав Германию, где продажи составят 3,6 млн, и пятым в мире — после Китая, США, Индии и Бразилии, считает консалтинговая компания. Развитие стран БРИК в течение последних пяти лет поддерживает производство и развивающиеся экономики этих стран будут продолжать свой рост, указывают авторы исследования. Еще одна важная предпосылка для развития российского рынка — его низкая насыщенность. По подсчетам Deloitte, на конец 2012 г. на 1000 россиян приходился 271 автомобиль, когда в Германии, например, этот показатель составляет 561. К тому же значительная часть российского автопарка старая и требует замены, пишут аналитики Deloitte. При этом прогноз учитывает текущее ослабление российского и мирового рынков автомобилей, указано в исследовании. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2013 г. в России было продано 2,78 млн (на 5,5% меньше, чем годом ранее) новых легковых и легких коммерческих автомобилей. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в 2013 г. в Германии было продано 2,95 млн легковых автомобилей (-4,4% к 2012 г.). «Важна не столько цифра, сколько перспектива», — заявил 15 января председатель комитета Йорг Шрайбер. В Германии рынок практически достиг потолка. При этом меньше половины проданных в прошлом году автомобилей были зарегистрированы на частных лиц, остальное пришлось на корпоративные продажи. В России же в частное пользование приобретено не менее 2 млн автомобилей, указывал он. В России слабо развит рынок лизинга и его расширение приведет к скачку продаж, поэтому у нашей страны есть все шансы стать лидером на европейском рынке, уверен Шрайбер.
Но в этом году автомобильный рынок в России скорее всего продолжит падение, хотя и меньшими темпами. По прогнозу АЕБ, в 2014 г. продажи новых автомобилей составят 2,73 млн штук — на 1,6% меньше, чем в 2013 г. По самому пессимистичному прогнозу, рынок составит 2,64 млн штук, по оптимистичному — 2,85 млн штук. Если в 2014 г. рынок останется на уровне прошлого года, можно будет даже считать, что он вышел в плюс, полагает член правления «Автомира» Дмитрий Щучко. Прогноз Deloitte он считает весьма оптимистичным. Директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover автомобильной группы «Авилон» Андрей Горшков тоже верит в прогноз Deloitte. Он указывает, что в этом году рынок, вероятно, покажет незначительное снижение. Но это краткосрочный период, он обусловлен общей экономической обстановкой и неизменно большой долей двух столиц в общероссийских продажах, считает Горшков. С учетом потребностей и обеспеченности наших граждан в автомобилях, ментальности российских покупателей, когда покупка чаще всего эмоциональна, а автомобиль — элемент статуса, у нашего рынка есть все шансы обогнать немецкий, объясняет Горшков. Причем самый большой потенциал в этом движении заложен в регионах, резюмирует он. У России есть шансы закрепиться на 1-м месте к 2015 г., указывал ранее старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко, — если в стране будет стабильная экономическая ситуация, сохранится программа льготного кредитования, а планирование продаж производителями и дилерами станет более сбалансированным.