Автомобиль в рассрочку: выгодно или нет?
Беспроцентный кредит, автомобиль в рассрочку, кредит 0%... Эти и подобные им рекламные объявления всем хорошо знакомы. Особенно интригующе они выглядят для тех, кто собирается купить новый автомобиль и уже подбирает варианты. Осталось выяснить: будет ли «рассрочка» действительно выгодной и удобной?
Отличие рассрочки от «обычного» автокредита – в большем первоначальном взносе и меньшем сроке кредитования. Так, для автокредитов существует множество предложений от различных банков без первоначального взноса и сроком на 3 года, в то время как рассрочку можно оформить до 2-х лет при первоначальном взносе от 30% стоимости машины. Но чаще всего предлагаются более жесткие условия рассрочки – это первоначальный взнос в 50% и срок возврата остальной суммы до 1 года. И для многих такая схема изначально может оказаться неприемлемой, поскольку требует наличия значительной суммы и быстрого погашения остатка относительно крупными долями. Также при оформлении рассрочки сверх первоначального платежа за автомобиль будет взята дополнительная сумма в размере от 10 до 20 тысяч рублей – платеж за открытие счета и изготовление банковской карты, посредством которой будет погашаться долг. Распространенной практикой для договоров беспроцентного кредита является неброско прописанное условие о безукоризненном соблюдении графика платежей. Где указывается, что при минимальной просрочке вплоть до 1 дня «беспроцентный кредит» будет переквалифицирован в «автокредит без справок и поручителей» под 15% годовых. Таким образом, забыв про «дэд-лайн» или не сумев вовремя вовремя свести концы с концами, можно не просто получить пени за просрочку, а стать обладателем совсем другого кредита.
По своей сути «рассрочка» или «беспроцентный кредит» – это совместный финансовый продукт автосалона, банка и страховой компании. Здесь автодилер получает дополнительную возможность сбыта определенных моделей и комплектаций, на которые объявляется акция «кредит ноль процентов». При этом банку-партнеру на участвующие в акции модели делается персональная скидка (недоступная обычному покупателю), за счет чего банк и получает свою прибыль от беспроцентного кредита, поскольку с клиента берут полную стоимость автомобиля. В свою очередь, своей прибылью с банком делится и страховая компания, застраховавшая автомобиль по КАСКО. Поэтому, по сравнению с «обычным» автокредитом, страховка КАСКО для автомобиля, взятого в рассрочку, оказывается выше на 2-3%. Что при стоимости автомобиля в 1 млн рублей оборачивается не в такую уж маленькую сумму.
Разберем примеры: Nissan предлагает кредит от 0% на новые седан Almera и кроссовер X-Trail. И если первый доступен без процентов при кредите на 1 год и 30-процентном первом взносе, то второй можно взять в рассрочку аж на два года, но только если внести полцены. Разберем покупку Икс-Трейла поподробнее. Цена базового автомобиля на сайте – 951 000 рублей. На странице выгодного предложения указан первый (минимальный) взнос в 50% от цены автомобиля, равный 532 750 рублей. То есть вся сумма получается уже 1 065 500 рублей, но на сайте есть приписка о том, что кредит предоставляется на все комплектации, кроме базовой. Также на сайте, внизу страницы, сообщается, что «Затраты Покупателя между указанной ставкой и ставкой в кредитном договоре компенсируются соразмерным снижением цены на Автомобиль». И далее: «Ставка в договоре 12,5%/14%/14,5%/15%/16,5% на 1/2/3/4-5/6-7 лет соответственно». В итоге получается, что кредит не беспроцентный, а самый обычный, только разницу будет компенсировать компания Nissan, предоставляя аналогичного размера скидку на автомобиль. Другой пример: Renault Logan, который можно купить с 0-процентной кредитной ставкой на срок от 3 лет. При одном заявленном крупным шрифтом условии: 50% первый взнос. Как и в случае с Nissan X-Trail, на сайте уточнение: «Разница в затратах клиента между стоимостью кредита в рублях по указанной ставке в % годовых и по ставке в кредитном договоре 12,5%/13% годовых при сроке кредита 1/2-5 лет соответственно, а также расходы на покупку карты «Продленная гарантия Renault Extra» на 4-й год эксплуатации автомобиля по рекомендованной цене 7 500 рублей компенсируются соразмерным снижением предложенной розничной цены на автомобиль». Есть приписка о том, что клиент обязан застраховать автомобиль по КАСКО, а также настораживающее заявление: «Условия и тарифы по кредиту могут быть изменены Банком в одностороннем порядке»...
Так выгодно или нет брать автомобиль в рассрочку? Однозначного ответа не существует – есть как вполне выгодные предложения, так и совсем наоборот. При этом то, что будет удобным и выгодным для одного, может оказаться неприемлемым для другого. В любом случае стоит внимательно изучить конкретное предложение, выяснить все его условия (в том числе и неафишируемые), наличие дополнительных платежей и комиссий, узнать полную стоимость страховки. И только просчитав все составляющие в сумме, можно делать вывод о рентабельности. Главное – не бросаться на первую попавшуюся рекламу, каким бы «вкусным» и «горячим» предложение ни выглядело. Разумнее всего изучить условия и просчитать несколько кредитных программ и уж затем выбрать ту, что подходит лучше. Одно дело взять телевизор в «неудачный кредит» и совсем другое – автомобиль. Во втором случае «цена ошибки» будет несравнимо большей.